Присадки в трансмиссионное масло
Трансмиссионные масла используются для эффективного функционирования коробки передач автомобиля. Добавление в масло специальных присадок позволяет улучшить эксплуатационные характеристики. Количество добавленных присадок может достигать 25-30% готового масла. Рассмотрим основные функции, разновидности и особенности присадок к трансмиссионным маслам.
Функции присадок к трансмиссионным маслам
Присадки к трансмиссионным маслам должны выполнять такие функции:
- хорошая растворимость в маслах;
- малая летучесть и отсутствие испарения в широком температурном диапазоне;
- отсутствие реакции с другими присадками в масле и депрессивного воздействия на них;
- отсутствие взаимодействия контактирующими поверхностями металлов;
- устойчивость к вымыванию водой и гидролизу.
Виды присадок к трансмиссионным маслам
Основными присадками к трансмиссионным маслам являются:
- Противоизносные. Это одни из наиболее распространенных присадок. Назначение – снижение интенсивности изнашивания поверхностей. Основными противоизносными присадками являются хлорсодержащие, серосодержащие, фосфорсодержащие. Их принцип действия основан на создании прочной пленки, защищающей от изнашивания.
- Противозадирные. Широко используются для ограничения заедания трущихся поверхностей и повышения несущей способности масел. В их составе содержатся активные элементы серы, фосфора, кальция, хлора, цинка и др. Противозадирные присадки исключают непосредственный контакт между металлами при высоких нагрузках и температурах.
- Антифрикционные. Способствуют снижению трения между сопряженными поверхностями и температуры в зоне трения. Принцип действия предусматривает физическую/химическую адсорбцию на металле. Обычно содержат дисульфид молибдена. Использование таких присадок актуально при создании масел с энергосберегающими свойствами.
- Антиокислительные (ингибиторы окисления). Снижают скорость окисления и продлевают долговечность масла. Состав – соединения фенолов, аминов, нафтолов. Принцип действия – преобразование свободных радикалов в стабильные соединения.
- Противопенные. Используются для снижения пенообразования. В их составе, как правило, содержатся силиконовые масла. Среди наиболее распространенных противопенных присадок выделяют ПМС-200А. Принцип действия предусматривает снижение поверхностного натяжения масла.
- Вязкостно-загущающие. Способствуют повышению вязкости и индекса вязкости масел. Вязкостными присадками, как правило, являются полимерные и сополимерные продукты. Загущение масла более эффективно при высокой температуре. Принцип действия – изменение формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры.
- Антикоррозионные (ингибиторы коррозии). Задачей этих присадок является образование пленки, защищающей цветные металлы от коррозии. В качестве антикоррозионных присадок обычно используются диалкилдитиофосфат цинка, соединения фосфора и серы. Антикоррозионные присадки также выполняют противоизносную функцию.
- Депрессорные. Цель – снижение температуры застывания масла до минус 25-30 °C. Депрессорными присадками обычно являются метакриловые полимеры. Принцип действия предусматривает изменение размеров и формы кристаллов парафинов, которые образуются при охлаждении масла.
- Моющие. Исключают появление лака и нагара на нагревающихся/непрогретых деталях трансмиссии. Состав моющих присадок – соли металлов из алкило-салициловой или алкиральной группы. Присадки состоят из детергирующих и диспергирующих компонентов.
- Деэмульгирующие. Предназначены для отделения воды от трансмиссионных масел. Деэмульгирующее действие оказывается водо- и нефтерастворимыми ПАВ. Эффективны вкупе с ингибиторами коррозии.
Классификация масел по API
Существуют несколько типов масел по API, в которых содержатся разные типы присадок:
- GL-1 – минеральные масла с незначительным содержанием антиокислительных и противопенных присадок или без них;
- GL-2 – с антифрикционными присадками;
- GL-3 – с противозадирными присадками (до 2,5%);
- GL-4 – с противозадирными присадками (до 4%) и противоизносными присадками;
- GL-5 – с высокоактивными противозадирными присадками (до 6%);
- GL-6 (редко) – масла этой группы имеют большее количество противозадирных присадок, чем GL-5.
Рациональное использование присадок позволяет значительно повысить эффективность и долговечность трансмиссионных масел и элементов трансмиссии.