Опубликовано: Понедельник, Июль 4, 2016

Какой бывает вязкость у трансмиссионного масла?

Трансмиссионное масло – это жидкость, применяемая для смазывания коробок передач, редукторов, колёсных мостов и др. Оно создаёт надёжную смазывающую пленку, выдерживающую высокие нагрузки в узлах трения. Качественное трансмиссионное масло должно отводить лишнее тепло, не вспениваться, снижать энергозатраты и др. Трансмиссионное масло должно иметь оптимальный уровень вязкости. Рассмотрим основные особенности подбора масла с нужной вязкостью.

Важность вязкости трансмиссионного масла

Вязкость трансмиссионного масла является одним из его ключевых параметров. Она имеет решающее значение для бесперебойного функционирования механизмов трансмиссии. Вязкость зависит от температурных условий эксплуатация автомобиля.

Более высокая вязкость способствует увеличению прочности масляной плёнки, что актуально при высоких температурах эксплуатации. Но при этом увеличиваются энергозатраты на внутреннее трение в масле. При низкой вязкости всё происходит с точностью до наоборот. Низкая вязкость масла при минусовых температурах определяет высокие пусковые свойства автомобиля.

Правильный выбор вязкости значительно увеличивает долговечность элементов трансмиссии. При оптимальной вязкости повышается КПД трансмиссии, уменьшается расход топлива и улучшается низкотемпературный пуск. При выборе вязкости нужно руководствоваться рекомендациям производителя автомобиля.

Индекс вязкости

Особенное внимание следует уделить индексу вязкости (ИВ), который определяет температурно-вязкостные свойства масла. Он должен быть достаточно высоким. Высоким индексом вязкости отличаются синтетические трансмиссионные масла известных брендов: Shell, Castrol, Mobil, ZIC, Liqui Moly, General Motors, и пр.

Для повышения индекса вязкости смазок используются специальные вязкостные (загущающие) присадки. Они позволяют получать смазки с хорошими низкотемпературными параметрами. В качестве вязкостных присадок обычно применяются разные полимеры и сополимеры.

Основы масел и вязкость

В зависимости от своей основы трансмиссионные масла бывают следующих видов:

  1. Минеральные. Их получают посредством переработки нефти. Они отличаются низкой стоимостью, однако имеют ограниченные температурно-вязкостные свойства.
  2. Полусинтетические. Сочетают в себе свойства минеральных и синтетических масел. По сравнению с минеральными маслами характеризуются повышенным индексом вязкости.
  3. Синтетические. Это масла, производимые на основе химического синтеза. Отличаются наилучшими температурно-вязкостными характеристиками. Благодаря этому они широко используются при сложных условиях эксплуатации автомобиля.

Виды вязкости

Существует два основных вида вязкости.

  1. Динамическая (абсолютная) вязкость. Характеризует сопротивляемость жидкости сдвигу. Используется для определения низкотемпературных свойств смазок. Единица измерения – паскаль-секунды (Па∙с) или пуаз (П, Р). Для её измерения пользуются ротационными вискозиметрами.
  2. Кинематическая вязкость. Является отношением динамической вязкости к плотности жидкости. Определяет высокотемпературную текучесть масел. Единица измерения – стокс (Ст) или квадратный миллиметр на секунду (мм2/с). Измеряется посредством капиллярных вискозиметров. 

Классификация трансмиссионных масел по вязкости

Сегодня для определения вязкости трансмиссионных смазок используется американская система SAE J306. В соответствии с ней трансмиссионные смазки бывают таких сортов:

  • зимние: 70W-85W;
  • летние: SAE 80-250. 

Существуют также всесезонные масла, к примеру, SAE 85W-90. Являются наиболее популярными у потребителей и могут успешно использоваться как летом, так и зимой.

Классификация SAE определяется параметрами низкотемпературной и высокотемпературной вязкости. Для их оценки применяются определенные методики:

  • низкотемпературная вязкость – выявление температуры, когда вязкость масла по Брукфильду достигает показателя 150000 сР;
  • высокотемпературная вязкость – определение показателя кинематической вязкости смазки при температуре 100° С.

Для отечественной классификации используется ГОСТ 17479.2-85. Согласно параметру кинематической вязкости при 100 °С различают следующие классы трансмиссионных смазок: 9, 12, 18, 34.

В заключение необходимо отметить, что к подбору вязкости следует относиться очень ответственно. От неё во многом зависит, насколько удачно будет действовать трансмиссионное масло в определенных условиях эксплуатации. Если характеристики вязкости выбраны неправильно, это может привести к ухудшению функционирования элементов коробки передач и сцепления или даже к их выходу из строя.