Опубликовано: Понедельник, Октябрь 5, 2015

Выбор трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло – средство для смазывания узлов трансмиссии (АКПП). Маркируется трансмиссионное масло буквами ATF. Используются в элементах трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, тракторов, автобусов и пр. Рассмотрим особенности выбора масла в коробку передач.

Какое трансмиссионное масло лучше: виды

Для ответа на вопрос следует рассмотреть основные виды:

  1. Минеральные. Для их получения производится переработка неочищенной нефти. Минеральные масла характеризуются сравнительно низкими вязкостно-температурными показателями. Их преимущество – пониженная цена.
  2. Полусинтетические. Их получают посредством смешивания минеральных и синтетических элементов в определенных пропорциях. Они характеризуются большей долговечностью и меньшим расходом смазки в сравнении с минеральными.
  3. Синтетические. Это наиболее дорогие и качественные масла, изготавливаемые преимущественно из этилена. Для них свойственны высокая стабильность: химическая и термическая, пониженный расход смазки и высокий интервал между заменами.

Функции трансмиссионного масла

Масло ATF должно отвечать довольно жестким требованиям к эксплуатации:

  • исключение преждевременного износа деталей;
  • термоокислительная стабильность;
  • повышенные антикоррозионные параметры;
  • высокие антипенные показатели;
  • уменьшение вибрации и шума внутри зубчатых передач;
  • минимизация потерь энергии на трение;
  • повышенные вязкостно-температурные характеристики;
  • низкая токсичность.

Классификации трансмиссионных масел

К основным классификациям масел ATF по эксплуатационным характеристикам относятся API (качество) и SAE (вязкость):

  1. API. Класс масел варьируется от GL-1 до GL-5. Применение жидкости пониженной категории запрещено, а более высокой – экономически нерационально. Если в агрегатах грузовых автомобилей отсутствуют гипоидные зацепления, подходят масла GL-3. Для редукторов с гипоидными зацеплениями допустимы только масла GL-5. 
  2. SAE. По этой классификации масла делятся на:
  • зимние – используются при низких температурах, маркируются буквой W: 70 – 85W; 
  • летние – используются при высоких температурах, отсутствует буквенное обозначение: 90, 140, 250;
  • всесезонные – универсальный вариант с двойным обозначением, к примеру, 80W-90.

У каждой компании-производителя есть свои спецификации для определения характеристик масел.

Присадки для трансмиссионных масел

Для производства трансмиссионных смазок в базовые масла добавляют присадки, обеспечивающие требуемые эксплуатационные характеристики. Присадки подразделяются на несколько видов, в частности:

  1. антифрикционные – формируют на элементах трансмиссии пленку, исключающую сухое трение;
  2. противозадирные – позволяют снизить уровень трения между деталями при сложных условиях эксплуатации, исключая образование задира;
  3. присадки-герметики – предотвращают появление течи уплотнителей и защищают АКПП от замасливания деталей.

Ныне все большее распространение получили комплексы (пакеты) присадок, эффективно влияющие на элементы АКПП.

Какое же трансмиссионное масло лучше? При отсутствии жестких требований к эксплуатации можно выбрать минеральные масла, а при работе в сложных условиях – синтетические. Полусинтетические масла оптимальны по критерию качество/цена. 

Таким образом, при выборе трансмиссионного масла следует учитывать виды, температурно-вязкостные свойства, классификацию масел, присадки и пр. Качественное масло ATF поможет существенно продлить долговечность и эксплуатационные характеристики двигателя.