Выбор трансмиссионного масла
Трансмиссионное масло – средство для смазывания узлов трансмиссии (АКПП). Маркируется трансмиссионное масло буквами ATF. Используются в элементах трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, тракторов, автобусов и пр. Рассмотрим особенности выбора масла в коробку передач.
Какое трансмиссионное масло лучше: виды
Для ответа на вопрос следует рассмотреть основные виды:
- Минеральные. Для их получения производится переработка неочищенной нефти. Минеральные масла характеризуются сравнительно низкими вязкостно-температурными показателями. Их преимущество – пониженная цена.
- Полусинтетические. Их получают посредством смешивания минеральных и синтетических элементов в определенных пропорциях. Они характеризуются большей долговечностью и меньшим расходом смазки в сравнении с минеральными.
- Синтетические. Это наиболее дорогие и качественные масла, изготавливаемые преимущественно из этилена. Для них свойственны высокая стабильность: химическая и термическая, пониженный расход смазки и высокий интервал между заменами.
Функции трансмиссионного масла
Масло ATF должно отвечать довольно жестким требованиям к эксплуатации:
- исключение преждевременного износа деталей;
- термоокислительная стабильность;
- повышенные антикоррозионные параметры;
- высокие антипенные показатели;
- уменьшение вибрации и шума внутри зубчатых передач;
- минимизация потерь энергии на трение;
- повышенные вязкостно-температурные характеристики;
- низкая токсичность.

Классификации трансмиссионных масел
К основным классификациям масел ATF по эксплуатационным характеристикам относятся API (качество) и SAE (вязкость):
- API. Класс масел варьируется от GL-1 до GL-5. Применение жидкости пониженной категории запрещено, а более высокой – экономически нерационально. Если в агрегатах грузовых автомобилей отсутствуют гипоидные зацепления, подходят масла GL-3. Для редукторов с гипоидными зацеплениями допустимы только масла GL-5.
- SAE. По этой классификации масла делятся на:
- зимние – используются при низких температурах, маркируются буквой W: 70 – 85W;
- летние – используются при высоких температурах, отсутствует буквенное обозначение: 90, 140, 250;
- всесезонные – универсальный вариант с двойным обозначением, к примеру, 80W-90.
У каждой компании-производителя есть свои спецификации для определения характеристик масел.
Присадки для трансмиссионных масел
Для производства трансмиссионных смазок в базовые масла добавляют присадки, обеспечивающие требуемые эксплуатационные характеристики. Присадки подразделяются на несколько видов, в частности:
- антифрикционные – формируют на элементах трансмиссии пленку, исключающую сухое трение;
- противозадирные – позволяют снизить уровень трения между деталями при сложных условиях эксплуатации, исключая образование задира;
- присадки-герметики – предотвращают появление течи уплотнителей и защищают АКПП от замасливания деталей.
Ныне все большее распространение получили комплексы (пакеты) присадок, эффективно влияющие на элементы АКПП.
Какое же трансмиссионное масло лучше? При отсутствии жестких требований к эксплуатации можно выбрать минеральные масла, а при работе в сложных условиях – синтетические. Полусинтетические масла оптимальны по критерию качество/цена.
Таким образом, при выборе трансмиссионного масла следует учитывать виды, температурно-вязкостные свойства, классификацию масел, присадки и пр. Качественное масло ATF поможет существенно продлить долговечность и эксплуатационные характеристики двигателя.