Опубликовано: Вторник, Май 17, 2016

Трансмиссионные масла: их марки и характеристики

Трансмиссионные масла – это жидкости, востребованные для смазки коробок передач, шестерен, редукторов, раздаточных коробок и прочих элементов автомобильной трансмиссии. Качественные трансмиссионные масла должны характеризоваться высокими противоизносными свойствами, экологичностью, вязкостно-температурными параметрами и низкими значениями температур застывания.

Для этого к маслам добавляются специальные присадки. Для разных элементов трансмиссии выпускают специальные марки масел, которые нужно выбирать ответственно. Рассмотрим основные марки масел и характеристики. 

Классификация по SAE

Классификация трансмиссионных масел по вязкости осуществляется на основе американской системы SAE. Эта система характеризуется стандартом SAE J306 и основывается на параметрах высокотемпературной и низкотемпературной вязкостей. Данная классификация позволяет подобрать оптимальную смазку для разных температурных режимов.

По классификации SAE трансмиссионные масла разделяют на девять классов:

  • четыре зимних, маркируемых буквой W: от 70W до 85W;
  • пять летних, без буквенного обозначения: от 80 до 250.

Маркировка всесезонных масел сочетает зимнюю и летнюю, к примеру, SAE 75W-85 и т.д.

Эксплуатация всесезонных масел наиболее экономически целесообразен, поскольку срок службы трансмиссионного масла значительно выше, чем один сезон.

Классификация по API

Классификация трансмиссионных смазок по эксплуатационным характеристикам осуществляется на основе американской системы API. В этой классификации учитывается также наличие в масле различных присадок. Маркируются масла знаком GL. Всего существует пять классов трансмиссионных жидкостей:

  1. GL-1 – передачи, эксплуатируемые в легких условиях;
  2. GL-2 – червячные передачи (средние условия);
  3. GL-3 – спирально-конические передачи (средние условия); 
  4. GL-4 – гипоидные передачи с незначительным смещением осей (тяжелые условия); 
  5. GL-5 – наиболее загруженные гипоидные передачи с существенным смещением осей (суровые условия).

Масла GL-1 содержат минимальное количество присадок или не содержат их вовсе, тогда как в маслах GL-5 содержится большое количество разнообразных противоизносных и противозадирных присадок. Необходимо отметить, что для легковых авто рекомендуются масла исключительно групп 4 и 5.

Среди новых классов API следует выделить смазки для мощных коммерческих авто:

  • MT1 – высоконагруженные агрегаты;
  • PG-1 – ручные коробки передач;
  • PG-2 – ведущие мосты.

Трансмиссионные масла с повышенным классом обладают соответственно более высокими эксплуатационными показателями. Использование масел более низкой категории запрещено, а более высокой – экономически невыгодно.

Классификация по ZF

В Европе распространена классификация трансмиссионных масел, предложенная германской фирмой «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF). В этой системе учитываются виды масел, качество, вязкость и классы производителей. Маркировка представлена буквами ZF TE-ML, а цифровой код варьируется от 01 до 21. К примеру, масло под номером 01 используется для механических несинхронизированных КП коммерческих автомобилей.

Российские нормы классификации

Российская классификация трансмиссионных масел основывается на государственных стандартах СССР. Один из основных стандартов – это ГОСТ 17479.2-85, в котором отмечены четыре класса смазок по вязкости: 9, 12, 18 и 34. В документе указываются кинематическая вязкость при 100 °C и мин. температура с динамической вязкостью до 150 Па.с.

По своим эксплуатационным показателям трансмиссионные смазки маркируются как ТМ. Всего существует пять групп: ТМ-1 – ТМ-5. Первая группа масел не имеет присадок, а в пятой группе содержится комплект многофункциональных высококачественных присадок. Чем выше номер группы, тем выше эффективность присадок.

Трансмиссионные масла для АКПП

Классификация трансмиссионных масел для АКПП осуществляется на основе стандартов ATF. Эти масла специально окрашиваются в яркие цвета. Нежелательно смешивать смазки разных цветов, поскольку не всем маслам свойственна взаимозаменяемость. У разных производителей имеются специфические требования к маслам для АКПП. Так, компанией General Motors применяются спецификации DEXRON I, II, III, IV, а фирмой Ford – Mercon.

Знание основных классификаций, функций и условий эксплуатации трансмиссионных масел, а также присадок к ним поможет подобрать качественную смазку, которая прослужит долгое время.