Трансмиссионные масла – это жидкости, востребованные для смазки коробок передач, шестерен, редукторов, раздаточных коробок и прочих элементов автомобильной трансмиссии. Качественные трансмиссионные масла должны характеризоваться высокими противоизносными свойствами, экологичностью, вязкостно-температурными параметрами и низкими значениями температур застывания.
Для этого к маслам добавляются специальные присадки. Для разных элементов трансмиссии выпускают специальные марки масел, которые нужно выбирать ответственно. Рассмотрим основные марки масел и характеристики.
Классификация трансмиссионных масел по вязкости осуществляется на основе американской системы SAE. Эта система характеризуется стандартом SAE J306 и основывается на параметрах высокотемпературной и низкотемпературной вязкостей. Данная классификация позволяет подобрать оптимальную смазку для разных температурных режимов.
По классификации SAE трансмиссионные масла разделяют на девять классов:
Маркировка всесезонных масел сочетает зимнюю и летнюю, к примеру, SAE 75W-85 и т.д.
Эксплуатация всесезонных масел наиболее экономически целесообразен, поскольку срок службы трансмиссионного масла значительно выше, чем один сезон.
Классификация трансмиссионных смазок по эксплуатационным характеристикам осуществляется на основе американской системы API. В этой классификации учитывается также наличие в масле различных присадок. Маркируются масла знаком GL. Всего существует пять классов трансмиссионных жидкостей:
Масла GL-1 содержат минимальное количество присадок или не содержат их вовсе, тогда как в маслах GL-5 содержится большое количество разнообразных противоизносных и противозадирных присадок. Необходимо отметить, что для легковых авто рекомендуются масла исключительно групп 4 и 5.
Среди новых классов API следует выделить смазки для мощных коммерческих авто:
Трансмиссионные масла с повышенным классом обладают соответственно более высокими эксплуатационными показателями. Использование масел более низкой категории запрещено, а более высокой – экономически невыгодно.
В Европе распространена классификация трансмиссионных масел, предложенная германской фирмой «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF). В этой системе учитываются виды масел, качество, вязкость и классы производителей. Маркировка представлена буквами ZF TE-ML, а цифровой код варьируется от 01 до 21. К примеру, масло под номером 01 используется для механических несинхронизированных КП коммерческих автомобилей.
Российская классификация трансмиссионных масел основывается на государственных стандартах СССР. Один из основных стандартов – это ГОСТ 17479.2-85, в котором отмечены четыре класса смазок по вязкости: 9, 12, 18 и 34. В документе указываются кинематическая вязкость при 100 °C и мин. температура с динамической вязкостью до 150 Па.с.
По своим эксплуатационным показателям трансмиссионные смазки маркируются как ТМ. Всего существует пять групп: ТМ-1 – ТМ-5. Первая группа масел не имеет присадок, а в пятой группе содержится комплект многофункциональных высококачественных присадок. Чем выше номер группы, тем выше эффективность присадок.
Классификация трансмиссионных масел для АКПП осуществляется на основе стандартов ATF. Эти масла специально окрашиваются в яркие цвета. Нежелательно смешивать смазки разных цветов, поскольку не всем маслам свойственна взаимозаменяемость. У разных производителей имеются специфические требования к маслам для АКПП. Так, компанией General Motors применяются спецификации DEXRON I, II, III, IV, а фирмой Ford – Mercon.
Знание основных классификаций, функций и условий эксплуатации трансмиссионных масел, а также присадок к ним поможет подобрать качественную смазку, которая прослужит долгое время.