Опубликовано: Понедельник, Май 9, 2016

Присадки в трансмиссионное масло

Трансмиссионные масла используются для эффективного функционирования коробки передач автомобиля. Добавление в масло специальных присадок позволяет улучшить эксплуатационные характеристики. Количество добавленных присадок может достигать 25-30% готового масла. Рассмотрим основные функции, разновидности и особенности присадок к трансмиссионным маслам.

Функции присадок к трансмиссионным маслам

Присадки к трансмиссионным маслам должны выполнять такие функции:

  • хорошая растворимость в маслах;
  • малая летучесть и отсутствие испарения в широком температурном диапазоне;
  • отсутствие реакции с другими присадками в масле и депрессивного воздействия на них;
  • отсутствие взаимодействия контактирующими поверхностями металлов;
  • устойчивость к вымыванию водой и гидролизу.

Виды присадок к трансмиссионным маслам

Основными присадками к трансмиссионным маслам являются:

  1. Противоизносные. Это одни из наиболее распространенных присадок. Назначение – снижение интенсивности изнашивания поверхностей. Основными противоизносными присадками являются хлорсодержащие, серосодержащие, фосфорсодержащие. Их принцип действия основан на создании прочной пленки, защищающей от изнашивания. 
  2. Противозадирные. Широко используются для ограничения заедания трущихся поверхностей и повышения несущей способности масел. В их составе содержатся активные элементы серы, фосфора, кальция, хлора, цинка и др. Противозадирные присадки исключают непосредственный контакт между металлами при высоких нагрузках и температурах. 
  3. Антифрикционные. Способствуют снижению трения между сопряженными поверхностями и температуры в зоне трения. Принцип действия предусматривает физическую/химическую адсорбцию на металле. Обычно содержат дисульфид молибдена. Использование таких присадок актуально при создании масел с энергосберегающими свойствами.
  4. Антиокислительные (ингибиторы окисления). Снижают скорость окисления и продлевают долговечность масла. Состав – соединения фенолов, аминов, нафтолов. Принцип действия – преобразование свободных радикалов в стабильные соединения. 
  5. Противопенные. Используются для снижения пенообразования. В их составе, как правило, содержатся силиконовые масла. Среди наиболее распространенных противопенных присадок выделяют ПМС-200А. Принцип действия предусматривает снижение поверхностного натяжения масла. 
  6. Вязкостно-загущающие. Способствуют повышению вязкости и индекса вязкости масел. Вязкостными присадками, как правило, являются полимерные и сополимерные продукты. Загущение масла более эффективно при высокой температуре. Принцип действия – изменение формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. 
  7. Антикоррозионные (ингибиторы коррозии). Задачей этих присадок является образование пленки, защищающей цветные металлы от коррозии. В качестве антикоррозионных присадок обычно используются диалкилдитиофосфат цинка, соединения фосфора и серы. Антикоррозионные присадки также выполняют противоизносную функцию. 
  8. Депрессорные. Цель – снижение температуры застывания масла до минус 25-30 °C. Депрессорными присадками обычно являются метакриловые полимеры. Принцип действия предусматривает изменение размеров и формы кристаллов парафинов, которые образуются при охлаждении масла. 
  9. Моющие. Исключают появление лака и нагара на нагревающихся/непрогретых деталях трансмиссии. Состав моющих присадок – соли металлов из алкило-салициловой или алкиральной группы. Присадки состоят из детергирующих и диспергирующих компонентов. 
  10. Деэмульгирующие. Предназначены для отделения воды от трансмиссионных масел. Деэмульгирующее действие оказывается водо- и нефтерастворимыми ПАВ. Эффективны вкупе с ингибиторами коррозии.

Классификация масел по API

Существуют несколько типов масел по API, в которых содержатся разные типы присадок:

  • GL-1 – минеральные масла с незначительным содержанием антиокислительных и противопенных присадок или без них;
  • GL-2 – с антифрикционными присадками;
  • GL-3 – с противозадирными присадками (до 2,5%);
  • GL-4 – с противозадирными присадками (до 4%) и противоизносными присадками;
  • GL-5 – с высокоактивными противозадирными присадками (до 6%);
  • GL-6 (редко) – масла этой группы имеют большее количество противозадирных присадок, чем GL-5.

Рациональное использование присадок позволяет значительно повысить эффективность и долговечность трансмиссионных масел и элементов трансмиссии.